Главная/Истории/Вы здесь

«Спрашивай, если что-то непонятно»: Анна Сучкова об опыте работы «Спасибо!» с особенными кандидатами

Директор магазина "Спасибо!" Анна Сучкова

Профессиональные экскурсии, оплачиваемые стажировки, временная занятость –  всё это было бы неосуществимо без поддержки наших…

16.02.2021·Про людей

Профессиональные экскурсии, оплачиваемые стажировки, временная занятость   всё это было бы неосуществимо без поддержки наших коллег. Директор благотворительного магазина «Спасибо!» Анна Сучкова рассказала про опыт первого инклюзивного найма и об особенностях взаимодействия с кандидатами Центра «Работа-i».

Анна, как давно Вы работаете c кандидатами с ограниченными возможностями здоровья?

– Начала работать с мая 2018 года, а познакомилась с «Работой-i» в апреле 2018 года. Тогда брала дополнительные смены в другом «Спасибо!», там уже стажировались ребята. Непосредственно у нас первый особенный кандидат стажировался в мае 2018 года и в прошлом 2020 году.

С какими особенностями обычно ребята приходят?

– На тренингах от «Работы-i» нам говорили, что мы не должны спрашивать диагноз и человек тоже не обязан рассказывать об этом. Поэтому на собеседовании мы деликатно спрашиваем о том, что нам нужно знать. Например, наш прошлый кандидат (девушка) говорила, что быстро переутомляется и не может работать более 3 часов. Однако в конце стажировки она работала уже по 6-7 часов. Она переживала, что потом ей предстоит искать работу на открытом рынке, а основное требование – это 8-часовой рабочий день. У нас условия всё равно более «лайтовые», как раз чтобы адаптироваться, увидеть себя на рабочем месте.

И какие выходы из этой ситуации Вы находили?

– Мы согласовывали перерывы. Как правило, был один перерыв на 15 минут за всё рабочее время. Если она его брала, то работала на 15 минут больше, поскольку короткий рабочий день не включает в себя перерывы. Поэтому если опоздал или отвлекся, то задерживаешься и отрабатываешь. У другой девочки была особенность в том, что она болела астмой и у неё мог начаться приступ, т.е. становилось тяжело дышать из-за пыли или на нервной почве. Но к первому кандидату команда нашего магазина вообще не была готова, как-то очень непродуктивно получалось взаимодействовать.

Какие конкретно сложности взаимодействия возникали?

– Было сложно общаться. Дошло до того, что всей команде было проще, если она занималась чем-то своим и просто не мешала работать. Понимаю, что так нельзя, но на тот момент подготовки совсем не было, поэтому ухватилась за тренинг. Первый тренинг я прошла в 2019 году, узнала много нового и поняла, что нет вообще никакой разницы. Подход одинаковый ко всем, просто нужно быть чуть внимательнее.

Хельга и Лера (продавцы-консультанты), Аня (успешный кандидат)

Тренинг Вы проходили на площадке Центра «Работа-i»?

– Да, тренинг проходила у вас. Сначала прошла сама, потом ещё продавцов отправила, поскольку команда поменялась, а знания очень полезные.

Какое у Вас было понимание до тренинга о том, как должно строиться взаимодействие с ребятами?

– Когда я впервые столкнулась с девочкой из «Работы-i», она была не с особенностями здоровья, а выпускница детского дома. Директор магазина коротко ввела меня в курс дела: сказала, что девушка очень скромная, не любит разговаривать вообще. Я помню, что эта девушка даже имени моего не запомнила, но меня это не обидело, главное – все обязанности она выполняла и схватывала быстро. И я подумала, что у меня в магазине будет также просто. А оказалось, что всё-таки я была не готова. Сейчас я смелее, и даже если непросто, надо стараться и достигать результата, но, с другой стороны, если человек совсем этого не хочет, то не тратить на него свои ресурсы и ресурсы своих сотрудников.

Сейчас Вы готовите коллектив к приходу нового кандидата?

– У нас теперь есть отличный опыт работы с прошлым успешным кандидатом. И поэтому мы просто проговариваем обязанности и систему взаимодействия. Плюс у продавцов также получен совсем свежий опыт тренинга. Я всегда даю поддержку сотрудникам, когда у них что-то не ладится с кандидатом, подключаюсь в спорных ситуациях. В таких случаях и кандидат может ко мне обратиться.

Приведите пример подобной ситуации. Обычно возникают проблемы с коммуникацией?

– Как правило, да. Когда приходит новый человек, я всегда говорю: спрашивай, если что-то непонятно, если не знаешь, как лучше сделать, тоже спроси, потому что чем сделать плохо, лучше совсем не сделать. И кандидаты, бывает, спрашивают в самый неподходящий момент, когда продавец консультирует клиента. Было неловко за кандидата: она подходила, перебивала и спрашивала. Продавец боялась обидеть кандидата и не знала, как проработать этот момент, я посоветовала поговорить наедине в подсобке, объяснить, что ситуации бывают разными и необходимо ждать подходящего момента.

Как в итоге разрешили этот вопрос? Кандидат спокойно восприняла комментарии?

– Да, абсолютно спокойно. Мы стараемся преподносить информацию мягко и по существу. Потом она порой спрашивала разрешения: «Всё нормально? Я могу спросить? Тебе удобно разговаривать?» 

Когда появляется в коллективе такой кандидат, меняется ли общая атмосфера? И как она меняется?

– Да, безусловно меняется. Мне кажется, что этот опыт укрепил нашу команду. Мы стали внимательнее друг к другу относиться. Увидели, какие недочеты мы допускаем во взаимодействии друг с другом. Ключевая мысль тренинга, который мы проходили: особенный кандидат, он не такой уж особенный, к нему надо относиться на равных. Только в таком случае будет результат. Я в себе заметила, что к некоторым сотрудникам отношусь слишком снисходительно, а девушка с особенностями более трудолюбивая и активная. Потому что нет никаких скидок на её здоровье и никому не надо давать эти скидки.

Какую роль коллектив играет для кандидата?

– Коллектив играет очень важную роль. Я помню, что Аня (наш успешный кандидат) очень грустила, что уходит от нас. Мы звали её на мероприятия, были рады её видеть, и она радовалась. Я поняла, что для неё это было очень важно.

Вам приятно было видеть такое отношение со стороны Ани?

– Да, конечно, приятно. Классно же показать, что на работе может быть интересно, комфортно, что можно и дружить, и в то же время успешно взаимодействовать и добиваться результатов.

Хельга (продавец-консультант), Аня (стажёр), Илья (продавец-консультант)

Были ли положительные случаи взаимодействия покупателя с кандидатом?

– Конечно, покупатели могут подойти с просьбой к любому сотруднику магазина. Аня, с которой мы успешно поработали, выдавала купончики (тем, кто сдаёт одежду, мы выдаём купончики), если она оказывалась рядом, то могла сориентировать.

Какие обязанности включает вакансия для кандидата с инвалидностью?

– Соблюдение порядка в зале: протирка поверхностей, оформление витрин с аксессуарами, реже отпаривание вещей, прицепление алармов, ещё реже помощь в сортировке вещей. В целом, получался такой «околомерчендайзинг».

Ключевая функция работы особенного кандидата – помощь продавцу?

– Да, кандидат выходит в часы наибольшего потока людей и следит за порядком в зале, а продавец работает с клиентами.

«В процессе работы она совсем раскрылась»: история успешного кандидата

Программа временного трудоустройства подразумевает работу кандидата в компании открытого рынка с поддержкой Центра «Работа-i». Это порой оказывается первым опытом реальной работы. Так было и у Ани Александровой.

Назовите три положительных и три отрицательных качества, с которыми Аня пришла к Вам.

– Положительные – это внимательность, аккуратность и перфекционизм. Но это перфекционизм не в классическом понимании, потому что она не всегда сразу улавливала суть задачи, и могла перфекционировать по-своему, потом оказывалось, что сделала не совсем так, как нужно, и приходилось переделывать.

Но при этом у Ани было стремление к продуктивности?

– Да, у нее всегда было желание развиваться. Она хотела делать всё, как продавцы, и в какой-то момент пыталась на себя взять больше обязанностей, чтобы быстрее вырасти со стажёра до продавца.

Из отрицательных: первое время работа шла медленно, потом постепенно стала быстрее. Ане было тяжело сосредоточиться на работе, если были какие-то личные проблемы. Мы эту проблему решили следующим образом: я писала список задач, по которому Аня шла и по мере выполнения задач показывала результат, после выполнения первой, она шла ко второй и так по списку.

Наверное, это у Ани происходило в силу отсутствия опыта, как Вы думаете?

– Да, возможно, именно опыт работы и опыт коммуникации. Такие проблемы могут быть у любого кандидата, который впервые ищет работу, это вполне нормально.

При первой встрече какое впечатление Аня произвела на Вас?

– Она была скромной, зажатой, очень нервничала, и постепенно в процессе работы совсем раскрылась. Система строится так: собеседование, пробный час, пробный день и первый месяц, который является испытательным сроком, как для любого кандидата.

И страх у Ани постепенно прошёл?

– Да, месяца через три она влилась, чувствовала себя уверенно. Особенно после карантина, пришла радостная, готовая к работе! Мы все, конечно, радостные были, уж очень грустно было сидеть на карантине.

У Вас не возникали мысли о том, чтобы отказать Ане на каком-то из пробных этапов?

– Нет, такого не было. Но был период, когда Аня стала менее скромной, отношения в нашем коллективе стали теплее. Аня стала разговаривать с нами, это отвлекало от работы и её, и нас. Но чтобы прям отказаться, такого даже в мыслях не было. Мы просто старались устанавливать границы: рабочие моменты и дружеские обсуждения. Мы прибегали и к помощи Святослава (старший консультант по трудоустройству Центра «Работа-i»), если что-то не получалось у самих.

Аня Александрова и Анна Сучкова

Какие компетенции по итогу работы в «Спасибо!» Аня приобрела?

– Она лучше стала коммуницировать и с клиентами, и с командой. Стала лучше слушать и видеть результат, понимать, что она может больше. И, конечно, она стала более выносливой по времени работы.

Как Вы думаете, что Аню вдохновляет в работе?

– Я думаю, что тёплый коллектив, поддержка на работе и вера в результат. У нас была летняя акция с «бесплатной вешалкой» (на улице у входа в магазин стоял рейл с вещами которые можно взять бесплатно), она проходила на улице, и этой акцией полностью занималась Аня. Она стремилась быть ближе по обязанностям к продавцу и делать все то же самое. Нужно было вешать вещи на вешалки, выносить их, следить за порядком, а поскольку это бесплатные вещи, их быстро разбирали, и Анина помощь была очень ценна. Для Ани очень важно быть нужной, это ещё один фактор, который её вдохновляет.

«Помочь человеку трудоустроиться – это доброе дело»: профессиональные экскурсии

Профэкскурсии – это регулярные партнёрские мероприятия, которые организованы для того, чтобы кандидат мог посмотреть на место работы, задать интересующие вопросы напрямую работодателю.

Расскажите про опыт проведения профессиональных экскурсий.

– Да, я проводила несколько профессиональных экскурсий. На них рассказываю о магазине, стараюсь замотивировать кандидатов, заинтересовать работой, кроме того, среди слушателей могут оказаться ребята, которые захотят у нас работать в дальнейшем. В конце экскурсии я озвучиваю, что у нас есть вакансия, и какие обязанности она включает.

Есть ли какие-то «плюшки» для ребят, работающих в «Спасибо!»?

– У нас интересно работать тем, кто любит работать с вещами. Плюс есть скидки для сотрудников. Работа одновременно и разнообразная, и монотонная: одни и те же обязанности могут повторяться несколько раз за день, а могут не повторяться вообще.

Какую скидку Вы делаете сотрудникам?

– 50% на одежду для сотрудников, на закупочные изделия 20-30%.

Какие качества для кандидата с инвалидностью необходимы для того, чтобы остаться на должности?

– Ключевое – желание добиваться результата и развиваться. Поскольку настоящее желание ведёт к действию. И в таком случае все трудности преодолимы.

У Вас есть страх при общении с особенными кандидатами?

– Все меньше и меньше этого страха. С опытом проходит. Поначалу был. Поскольку первый опыт был неудачный: мы были не готовы и не знали элементарно как общаться с таким кандидатом, боялись обидеть. После этого значительно помог тренинг в «Работе-i».

Профессиональные экскурсии помогают стать увереннее в коммуникации?

– Да, профессиональные экскурсии мне помогают. Первый раз я волновалась, на второй уже более легко и внятно произнесла текст. Единственный страх, который остаётся до сих пор – страх не распознать речь, которую мне говорят. Вдруг собеседник что-то спросит, а я не пойму и переспрашивать очень неловко. Хотя такое бывает и с пожилыми людьми, и мне тоже неловко переспрашивать, особенно несколько раз.

Приобрели ли Вы какие-то личностные качества за время взаимодействия с особенными кандидатами?

– Я стала внимательнее ко всем людям. Но у внимательности есть и обратная сторона. Я очень сочувствовала Аниной семейной ситуации, но в то же время понимала, что чем больше я буду об этом думать, тем сильнее я в это погружусь, и мы будем менее продуктивно работать. Этот опыт сформировал у меня более чёткое понимание границ.

Почему Вы работаете с подобными кандидатами?

– Помочь человеку трудоустроиться – это доброе дело. Я даже по личному опыту помню, как мне даже с опытом работы было непросто, это сильный стресс, юзать «Headhunter» и думать, что вообще мне нужно, кто я вообще?.. И с такой ситуацией не каждый может справиться в одиночку. Мне приятно поддержать, сказать человеку, что у него всё получится!

Почему важна инклюзия?

– Один из наших постоянных покупателей – человек с инвалидностью. И он вообще не стесняется, спокойно разговаривает, не требует к себе особого отношения. Я часто вижу, как он общается с людьми, и вижу, как мир к нему открыт. Это очень классно!

Я считаю, что инклюзия важна для обеих сторон: и для людей с инвалидностью, и для для здоровых людей. Я уже говорила, как это отразилось на нашей команде и лично на мне, и я желаю всем таких же открытий в себе. Ребятам же я желаю преодолевать трудности, работать над зажимами и быть смелыми.

Автор текста: Анастасия Башмакова