Главная/Истории/Вы здесь

«Можно инвестировать ресурсы в людей с инвалидностью»: про страхи и их преодоление основатель компании Scala Bag Анастасия Тишковская

Основатель компании Scala Bag Анастасия Тишковская приняла в штат человека с инвалидностью. Про опыт рабочего взаимодействия, про трудности, которых почти не было, про новые решения и подходы.

04.05.2023·Про людей

Как вы узнали о Работа-i?

– Я давно думала о том, что хочется начать работать с людьми с инвалидностью. Об этом я размышляла, наверное, года два. И наконец появилась вакансия, которая подразумевала механическую работу. Есть швеи, а есть подмастерья. Для человека на этом месте требуется умение работать с кожей, умение шить, быть аккуратным. Я долго искала кандидата на сайтах, в том числе на hh, но никак не могла найти и подумала, а вдруг это и есть тот самый случай, когда можно попробовать поработать с человеком с инвалидностью. И сотрудница на работе мне тоже рассказала о своём положительном опыте совместной работы с человеком с инвалидностью: «Не бойтесь. Попробуйте!» Я начала гуглить и нашла вас, связалась с вами.

Почему так долго решались брать на работу человека с инвалидностью? С чем были связаны сомнения?

– Мои сомнения были больше связаны с тем, что я не понимала, как нужно взаимодействовать с этим человеком. При взаимодействии со своим сотрудником я могу сказать прямо и жёстко, а как говорить с человеком с инвалидностью (насколько быть этичным, насколько быть гибким), я не знаю. Были страхи и опасения этого.

Расскажите о своём производстве, в чём его особенность.

– Мы занимаемся пошивом сумок и аксессуаров. Я этим занимаюсь пять лет, сначала шила на субподряде, а сейчас уже мы шьём сами. Мы шьём свои сумки и ещё отшиваем для других брендов. Делаем дорогие и стильные изделия. Я постоянно сталкиваюсь с нехваткой кадров. Мне не важна скорость, мне важно качество изделия. Если у человека золотые руки, он будет делать качественный продукт и ему нравится это, то я готова дать один-два месяца на то, чтобы человек вошёл в ритм.

Как вы можете отличить хорошего работника от плохого?

– С первого взгляда сложно определить, но первые два-три дня работы показывают задатки. Даже если человек не умеет что-то делать, но мы показываем, и он делает качественно. Где-то нужно ровно порезать или прокрасить, и эту аккуратность видно сразу. По простым операциям можно понять, человек умеет качественно работать или нет.

На что вы обращаете внимание при собеседовании?

– Мне важен опыт, потому что без опыта работы с кожей тяжело. Мотивация, сейчас много приходит выпускников из колледжей, у которых большие амбиции, они сразу хотят свой бренд, но не готовы работать. Возраст и пол – абсолютно не важны.

Когда вы только начинали взаимодействовать с Эльдаром, были ли какие-то трудности и как вы их преодолевали?

– Это первый мой опыт. Мне кажется, что он уникален и успешен. Трудностей никаких не было, скорее только мои психологические установки, поскольку я не знала, как правильно общаться. В остальном: человек пришёл и начал шить, спрашивает, если что-то непонятно, и аккуратно всё делает. По скорости работы он ещё набирает, поначалу всё медленно и скурпулёзно, но в нашем случае дотошность – это плюс.

Вспомните Эльдара, когда он пришёл и то, какой он сейчас. Какие изменения вы бы отметили?

– Он многому научился, постепенно стал делать сложные операции. Он стал не только шить, но красить и клеить. Я поначалу думала, что Эльдар будет шить какие-то дополнительные аксессуары, теперь понимаю, что он будет шить и сложные изделия. Эльдару нравится делать все операции. Видно, что его эта деятельность зажигает. И он порадовался, когда я сказала, что он постепенно будет учиться шить сложные рюкзаки и сумки.

Сейчас Эльдар стал полноценным членом нашей команды. Мы общаемся наравне, и он постепенно раскрывается. Поначалу я думала, что мы возьмём человека, он будет тихонько шить, а мы как бы хорошее дело делаем, но сейчас я понимаю, что это полноценный сотрудник нашей команды, который шьёт, шикарно шьёт, у него идеально ровный и чистый стол, таких ещё поискать надо.

Были ли ожидания, с которыми вы обращались и, возможно, что-то не совпало?

– В моём случае они даже превысили мои ожидания. Поначалу я не очень понимала, что я сама от этого хочу, и что я получу. Потом решила, что надо не бояться идти в новый опыт, а сейчас я понимаю, что это прекрасный первый опыт. Сейчас нам нужен сотрудник, который будет красить, и я готова пробовать и брать кого-то ещё. Теперь я понимаю те преимущества, которые есть у них, потому что у обычных ребят нет такой мотивации и такого отношения к работе.

Процесс адаптации на рабочем месте у человека с инвалидностью дольше, чем у человека без инвалидности?

– Возможно, скорость не такая быстрая. В остальном он быстро схватывает и понимает, делает все задачи.

Что стало решающим фактором, по которому вы взяли Эльдара в штат?

– Сначала был испытательный срок: он работал в Центре подготовки и приходил к нам. Конечно, я понимала, что мы друг другу можем не подойти, но после испытательного срока, когда я поняла, что человек делает всё. А у нас ещё особенный продукт: кожаные сумки. И на рынке дефицит кадров. Поэтому, когда мы нашли Эльдара, а он хорошо обучаем, это стало главным критерием, чтобы взять его.

Когда Эльдар только к вам пришёл, с какими внутренними сложностями вы столкнулись?

– Боялась, потому что не знала, как общаться с такими людьми. Хотя мой дядя с инвалидностью, и у меня есть опыт взаимодействия с человеком с инвалидностью, но я всё равно переживала: как общаться; как стоит говорить, а как будет неэтично; какое время давать на адаптацию. Страшно было обидеть. Не понимала, как в случае неудачи, я скажу человеку, что он нам не подходит.

Плюс в каких-то спорных моментах, не очень понятно, какими вопросами я могу интересоваться, а что будет неэтично. Был период, когда Эльдар опаздывал, я позвонила Владимиру (прим.автора: консультант Работа-i), он сказал, что я могу напрямую с Эльдаром этот вопрос решить. Это растопило последний лёд, мы хорошо поговорили с Эльдаром и вопрос решили напрямую. 

После прихода Эльдара почувствовали ли вы какие-то изменения в коллективе?

– У нас очень маленький коллектив. Нас 5 человек. У нас очень сердечные и добрые люди. Эльдар отлично влился, все сотрудники с самого начала предлагали помощь, были открыты.

Уже имея первый опыт взаимодействия с людьми с инвалидностью, как вы считаете важно ли брать сотрудников с инвалидностью на работу и почему?

– Безусловно. Я осознаю, что в нашей стране эту сферу ещё необходимо развивать. Я понимаю важность этого. И очень рада, что хотя бы какой-то микрошаг в этом направлении мы делаем. Теперь я понимаю, что можно инвестировать ресурсы в людей с инвалидностью, потому что вижу их преданность и отдачу. Для меня это огромный плюс.

________

Материал подготовлен в рамках гранта проекта «Спасибо!».