В Международный день собаки-проводника рассказываем четыре истории людей, в жизни которых собака-проводник занимает значимое место: помогает передвигаться по городу, комфортно учиться, работать и жить.
В Международный день собаки-проводника рассказываем четыре истории людей, в жизни которых собака-проводник занимает значимое место: помогает передвигаться по городу, комфортно учиться, работать и жить.
Малахова Наталия Валерьевна. Массажист городской поликлиники взрослого отделения. Сейчас у нее вторая собака-проводник – немецкая овчарка Уго. Вместе работают, живут и передвигаются по городу уже несколько лет.
Я получила первую собаку-проводника, когда находилась в декретном отпуске. Пришла к главврачу заранее со всеми документами на собаку и соответствующими законами, чтобы уведомить и получить разрешение на передвижение с собакой-проводником и её нахождение на моём рабочем месте. Но последовал отказ по правилам СанПиН о запрете нахождения животных в медицинских учреждениях.
Перед выходом на работу мне предложили оставлять собаку на время работы в дворницкой с тыла здания без окон и пола, но сразу передумали. Когда я вышла на работу, то приходила с собакой, оставляла её на чёрной лестнице и самостоятельно шла на рабочее место. Ей было там светлее и теплее, но мы всё время зависели от работников охраны, которые открывали нам лестницу и закрывали за нами. И так продолжалось на протяжении четырёх лет.
Через несколько месяцев, в связи с ремонтом главного крыльца, собака оставалась то на одной чёрной лестнице, то на другой. Потом и вовсе переехала в кабинет охраны, где она уже была с людьми, и её подкармливали.
Дальше собака начала оставаться одна в большом светлом холле между чёрной лестницей и коридором поликлиники, но помыть её я по-прежнему не могла.
Затем собака по какой-то причине перебралась в кабинет сестры-хозяйки – собачнице, которая следила за животным, вытирала ей лапы. Я отводила к ней в кабинет собаку уже через главный вход по поликлинике, и мы с коллегой подстраивали расписание друг под друга. Но пару раз так складывалось, что наши смены не совпадали, и я брала собаку к себе в массажный кабинет. Приготовила ей место, где она спокойно лежала, и никто из пациентов даже не замечал.
С тех пор, по предложению моей сменщицы, я начала забирать собаку к себе на рабочее место, никто из руководства на это мне ничего не говорил. Тогда я сама пришла к начальству, чтобы узнать, что они об этом думают. Мне пообещали решить этот вопрос и разрешили пока оставлять собаку в кабинете. Спустя пару месяцев сообщили, что мой вопрос решён на уровне Роспотребнадзора. С тех пор мы с собакой Жекой ходили на работу вместе на полностью законных основаниях.
В какой-то момент в поликлинике сменилось руководство, и нас массажистов переселили в другое помещение с отдельными массажными кабинетами для каждого специалиста. Даже нашёлся отдельный кабинетик для размещения моей собаки-проводника. Я всё обустроила: купила мини-пылесос, передвижную лежанку, высокую миску и вешалку для шлейки. Периодически руководители проходили лечение, приходили на массаж и оценивающе смотрели, в каких условиях располагается собака и как себя ведёт. Так я отдала долг своей собаке за то, что она мне помогает каждый день: я добилась для неё лучших условий.
Потом случилось так, что у меня появился новый пёс-проводник – овчарка по имени Уго. Его главной целью было не опустить планку, достигнутую его предшественником. И он, не потерял достоинства и уважения, его приняли на тех же условиях. Я постепенно увеличивала время его ожидания от получаса до трёх часов, и попросила себе час обеденного перерыва, чтобы успевать выходить с ним на прогулку. Мне разрешили. Первое время я фиксировала его на комфортной длине, чтобы он случайно не выбежал через открытую дверь в коридор. Но потом поняла, что этого не случится. Он всегда ложится на порог своей комнаты и наблюдает за всем происходящим. Пациенты по-прежнему могут заметить присутствие собаки только в последний день лечения. Можно сказать, что мои собаки постепенно доказывали людям и доказали своё законное право находиться рядом со мной.
Антонов Артём Вячеславович. Массажист в реабилитационном центре «Семья» в городе Луга. Владелец собаки-проводника – чёрного лабрадора по имени Фея.
В 2011 году я сменил место жительства и только трудоустроился, как подошло время ехать за собакой-проводником. Я предупредил работодателя и поехал в Москву. Изначально я не ехал за собакой как за проводником, мне было непонятно на тот момент, зачем мне проводник, потому что я и так хорошо передвигался с тростью самостоятельно. Я просто хотел получить породистую обученную собаку. Но попробовав передвигаться с собакой и поняв, что она может вести тебя по конкретному маршруту от точки до точки со скоростью, иногда, превосходящей скорость передвижения зрячих людей, я понял, что с этого момента буду передвигаться исключительно с помощью собаки.
Вернувшись обратно с собакой, я с предъявлением всех документов сообщил о своём решении работодателю, который дал категорический отказ. Поскольку я работал в частной клинике неофициально, доказывать что-то было бесполезно, а если и получится, то потом работать в таком коллективе будет невозможно. И я был вынужден уйти с этой работы и искать новую.
Мне повезло, на новой работе в поликлинике главврач оказался большим любителем собак, и увидев документы на собаку, сказал, что специалист им нужен, и взял меня. Но возникло недопонимание среди коллег. Оказалось, не все в коллективе любили собак, особенно моя сменщица, и взаимоотношения выстраивались постепенно. Мы около года работали в одном кабинете, и периодически возникало недопонимание. Но она сделать ничего не могла, да и я тоже, пока мне не сделали в конце коридора отдельный небольшой кабинет, где расположилось моё новое рабочее место и место для Феи.
Затем я снова переехал и трудоустроился уже на нынешнее место работы. Ко мне с собакой отнеслись с пониманием и без вопросов трудоустроили. Мы с ней вместе ходим на работу, она ждёт меня на своём обустроенном месте в массажном кабинете. Фею все сотрудники и посетители очень полюбили, всегда с нетерпением ждут каждый день и уделяют ей больше внимания, чем мне, будто она там работает, а не я. Меня и Фею очень уважают.
Анастасия Корнева – будущая мама, студентка магистратуры с собакой-проводником по имени Ева. Они неразлучны с 2015 года.
При поступлении на бакалавриат я сообщила комиссии ВУЗа, что буду посещать университет в сопровождении собаки-проводника, на что они ничего не смогли сказать. К началу обучения меня пригласили к проректору, я с ним поговорила, предоставила все документы на собаку, и он предложил мне отдельную аудиторию для собаки, но я отказалась так как мне нужно, чтобы собака меня сопровождала и внутри здания в том числе.
Студенты отнеслись к присутствию собаки хорошо, интересовались нашей историей и просили разрешения погладить. Даже однокурсники с астмой гладили Еву, а на парах отсаживались подальше.
Преподаватели только в конце пары замечали, что в аудитории собака, когда мы выходили из-за стола, и очень удивлялись ее тихому поведению. Однажды один преподаватель возмутился, что под общим столом собака, но развивать тему дальше не стал. Другая преподавательница постоянно пыталась накормить Еву без разрешения и умилялась.
В начале года мы с Евой учили новый маршрут до университета, с чем нам помогали студенты. Параллельно я узнавала места, где удобнее будет выгуливать Еву в перерывах. Мы учили много команд: она знала расположение кабинетов по номерам, я говорила ей номер кабинета, и она вела меня к нему. Если я не знала, где будет пара, я научила её команде «Ищи своих», и она находила моих одногруппников. Если я приходила на пару с опозданием, Ева по команде находила мне свободный стул в полной аудитории.
Конечно, ей иногда приходилось долго терпеть по 5 пар с короткими перерывами, или если на больших перерывах я закрывала у преподавателей долги, она мне давала это понять свои беспокойным поведением, и мы выходили на прогулку посреди лекции. Я отвечала доклады с собакой и на экзамены приходила с ней. С этим проблем не было. Был случай, когда нас не хотел пускать охранник в другом корпусе университета, но я ему объяснила, что это за собака, он понял и пропустил нас. Благодаря Еве я быстрее добиралась до учёбы и была самостоятельна, ни от кого не зависла на территории вуза. Это важно.
Юлия Пашкова, соруководитель клуба «Мудрый пес» в Москве, эксперт доступной среды Система добровольной сертификации «МИР, ДОСТУПНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ» Всероссийское общество инвалидов. Вместе со своей собакой-проводником по имени Мира уже два с половиной года.
Когда я получила собаку, и был создан клуб «Мудрый пес». Мы по примеру других объединений начали проводить «Уроки доброты с хвостиком». Начали с друзей, приходили в школы их детей и рассказывали про наших собак. Приходили в музеи, которые сами хотели бы посетить. Первый музей был «Музей собаки».
На тот момент я работала в отеле в Подмосковье, который доступен для людей, передвигающихся на колясках. Решила договориться с руководством, чтобы провести им «Урок доброты с хвостиком» для всего персонала, и руководство согласилось. Я с Мирой и моя коллега Светлана с Честером встретились с работниками, рассказали и показали, как нужно себя вести с гостями в сопровождении собаки-проводника. Мы приводили примеры из жизни, говорили о важности помощи, особенно уделяя внимание не очевидным моментам, а именно тому, какие есть особенности помощи людям с нарушением зрения в гостинице. Рассказали, что собаки-проводники имеют право находиться в номере со своим хозяином не только по закону, но и по факту. Показали, какие собаки обученные, умные, и в их присутствии нет ничего страшного, потому что они не убегают, не кусаются, ничего не портят и вообще ведут себя приличнее многих людей. В итоге на двери отеля мы повесили табличку, что мы рады собакам-проводникам, и с этого момента наш отель официально стал доступен и для клиентов с собаками-проводниками. Скоро начнутся заезды в отель, я буду помогать гостям на колясках решать возникающие вопросы и сложности и мне будет помогать Мира.
С недавнего времени я работаю в Московской государственной организации «Всероссийское общество инвалидов». Председатель организации тоже владелица маленькой собачки, поэтому мы быстро подружились. Мы с Мирой разучивали новый маршрут до работы, знакомиться с коллективом я пришла вместе с ней. Встретила много добрых и понимающих людей, которым было интересно, как я работаю с собакой, как она помогает, какие есть сложности, а какие проблемы вообще перестали существовать с появлением Миры. Я с удовольствием общалась, отвечала на вопросы, нас приняли очень дружелюбно.
Мира со мной всегда и везде. «Уроки доброты с хвостиком» продолжают разрастаться. Мы проработали с ней с несколькими десятками сотрудников музеев, они уже сами теперь обращаются к нам, а мы с радостью проводим тренинги с практическими занятиями. Сотрудники берут проводника и с закрытыми глазами проходят по залам музея и чувствуют, каково это. Таким образом они тренируются друг на друге, как помочь посетителю с собакой-проводником.
Кроме музеев у нас был Московский метрополитен, сотрудники которого тоже прошли через лапы хвосты наших собак и ощутили на себе опыт незрячего человека, который передвигается по метро с собакой. Мы продолжаем расширяться дальше и выстраиваем пространство добра.
Автор текста: Елизавета Гаврикова