
2 июля Илья Сметанин принял участие в обсуждении Отчета об устойчивом развитии системы Coca-Cola в…
2 июля Илья Сметанин принял участие в обсуждении Отчета об устойчивом развитии системы Coca-Cola в России за 2018 год. Ежегодное мероприятие в пятый раз стало дискуссионной площадкой среди представителей государственной власти, некоммерческих организаций и бизнеса, заинтересованных в партнерстве по актуальным вопросам устойчивого развития. После презентации ключевых выводов состоялись три круглых стола с участием признанных экспертов по темам развития инклюзивного общества в России, продвижения раздельного сбора отходов и развития молодежи.
В качестве экспертов по развитию инклюзивного общества в России были приглашены директор центра «Работа-i» Илья Сметанин, менеджер по трудовым отношениям ИКЕА Россия Дарья Лозинская, директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина, координатор программы «Профи» центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх» Дарья Андреева и другие. Участники обсудили общую ситуацию с трудоустройством людей с особенностями развития и представление об инклюзии, а также то, каким образом государство, бизнес и НКО могут взаимодействовать друг с другом для развития инклюзивного общества.
Илья Сметанин выступил с докладом, посвященном поддержке людей с инвалидностью в период трудоустройства и закрепления на рабочем месте и роли наставника в этом процессе:
«На этой конференции используется отличное слово empower – придать импульс, толчок. Этот этап эмпауэринга может быть кратким, а может занимать довольно длительное время (в зависимости от уровня компетенций, которыми обладает кандидат), соответственно и функции наставника будут разные», – говорит Илья Сметанин.
Модели вовлечения наставников, исходя из потребностей благополучателя (кандидата), можно увидеть на нижеприведенной схеме:
То есть, когда кандидат близок к выходу на открытый рынок труда, то основная функция наставника – мотивировать и стимулировать развитие. Если кандидату требуется время, то у наставника будет компенсирующая функция (например, отбор позиций в рамках транзитного трудоустройства). Если кандидату требуется сопровождение в течение длительного времени (например, работа в защищенных условиях труда), то наставник берет на себя защитную функцию по отношению к кандидату.
Таким образом, наставник может включаться в работу с кандидатом на один-два часа (например, корпоративный волонтер проводит тренировочное собеседование, в рамках мотивирующей функции в тех случаях, когда кандидат близок к открытому рынку труда). Наставник может включаться в работу с кандидатом на один-два дня (например, сопровождает кандидата на кратковременной стажировке) или на несколько месяцев (наставник поддерживает кандидата в рамках транзитного трудоустройства, либо в рамках трудоустройства кандидата на открытый рынок труда)”.
Также Илья Сметанин говорил о моделях тиражирования той системы, которая была выстроена центром «Работа-i» в Санкт-Петербурге.
«К концу 2017 года мы в целом выстроили эффективно работающую систему в Санкт-Петербурге и мы задумались о тиражировании модели. Мы определили, что наиболее эффективной моделью тиражирования будет гибридная модель: наличие платформы, которую мы улучшаем вместе с бизнесом, нацеленным на системные изменения в обществе, а также наличие партнеров из числа организаций, с которыми мы в альянсе работаем над социальной адаптацией и трудоустройством молодых людей из групп риска. По такой модели мы уже работает с организацией «Детские Деревни – SOS» в Санкт-Петербурге и Орловской области, а также Центром по социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК».
Различные модели тиражирования по соотношению критериев качества (управление качеством генерирования социального эффекта) и стоимости можно увидеть на слайде:
«Если говорить о том вкладе, который мы можем все вместе делать в рамках устойчивого развития, то следует отметить и такое направление как ответственные закупки, – добавляет Илья Сметанин. – То есть закупки услуг и продукции у социально ответственных провайдеров, например, таких, у которых работают сотрудники с инвалидностью. Этот подход мы реализуем уже несколько лет в Санкт-Петербурге благодаря партнерству с компаниями ИКЕА, Nissan Manufacturing, а также с компанией ОМС – одной из крупнейших российских аутсорсинговых фирм в сфере обслуживания.
Мы верим, что изменения к закону о квотировании, принятые в 2018 году в Санкт-Петербурге и действующие также в нескольких других регионах РФ [примечание: в рамках которых компании в целях закрытия квотируемых вакансий могут заключать договоры об организации рабочих мест для сотрудников с инвалидностью в других компаниях], будет еще более способствовать развитию направления ответственных закупок».
На возникший у аудитории вопрос о том, есть ли реальный бизнес-эффект от создания инклюзии в компании, директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина, также участвовавшая в круглом столе в качестве эксперта, ответила однозначно положительно: «Давайте я перечислю три уже точно доказанных факта: во-первых, инклюзивные компании получают больше клиентов; во-вторых, инклюзивные команды в широком смысле более эффективны с точки зрения инноваций; в-третьих, инклюзивность влияет на вовлеченность сотрудников, а больше вовлеченности – больше прибыли».