Главная/Новости/Вы здесь

Илья Сметанин: «Сотрудник с РАС может прийти в компанию надолго и выдать гораздо больший „производственный эффект“, чем нормотипичный сотрудник»

Директор корневой социальной практики «Работа-i» проекта «Всё получится!» Илья Сметанин 31 марта принял участие во Всероссийском инклюзивном фестивале «Люди как люди», где выступил в трендвотчинг-сессии «Взгляд в будущее: инклюзивная среда для людей с аутизмом».

Основным вопросом, прозвучавшим на сессии, стало то, какие участники видят лакуны (пробелы, пустоты), «серые зоны», а также новые вопросы и задачи в сфере формирования системы поддержки/инклюзивной среды для людей с РАС. 

«Надо отметить, что о людях с РАС на данный момент сложились определённые стереотипы. Например, что сотрудники с РАС хороши в IT. Однако наш опыт свидетельствует, что сотрудники с РАС хороши в очень многих сферах. Андрей работает делопроизводителем в офисе крупной компании; Юлия – сортирует крышечки; Пётр – разбирает одежду; есть кандидаты, которые работают специалистами по разметке данных в МТС или NtechLab. То есть задачи могут быть любыми, но надо учитывать особенность мягких навыков (soft skills) в процессе адаптации», – поделился опытом «Работа-i» Илья Сметанин. 

Но здесь встаёт важный для бизнеса вопрос: где взять этих кандидатов? Речь идëт именно о кандидатах. Они отличаются от благополучателей тем, что могут сформулировать свои ожидания от работы в критериях «я хочу работать» (у них есть мотивация, понимание цели обращения). 

Так как нередко кандидаты с РАС не имеют официального диагноза и инвалидности, государственные службы занятости – не тот канал, где их можно найти. Тем более часто данным кандидатам нужна такая услуга, как сопровождаемое трудоустройство. В службах занятости ресурсов на эту услугу нет. Но это не значит, что со службой занятости не имеет смысл взаимодействовать. Есть программы временной занятости для подростков, и чтобы принять в них участие, не нужно иметь официальную инвалидность. Чем раньше молодой человек начнëт работать, тем лучше.

Очень часто кандидаты с РАС вовлекаются через сообщества. Они идут в социальные проекты по типу «защищённых мастерских». По этому поводу Илья сказал: «Почему бы и нет? Там хорошо, там ждут тебя, там любят, там безопасно. И кандидаты готовы ждать в очереди, чтобы попасть в самые лучшие проекты. Но я могу совершенно ответственно заявить, что вывести человека из социального проекта, где он пробыл достаточно длительное время, в открытый рынок труда становится очень непростой задачей. И каждый специалист социального проекта должен честно себе задать и честно ответить на вопрос: точно ли мы даём в проекте этому человеку максимум с точки зрения его развития?» 

Ключевым моментом в закрытии «серых зон» является развитие НКО, которые занимаются сопровождаемым трудоустройством людей с РАС. В их «арсенале» есть много инструментов, уже доказавших свою эффективность: чек-листы, социальные истории и т.д. Однако основной пункт в этом списке – наставник. Их может быть и два, и даже коллектив. Главное, чтобы когда наставник уходит в отпуск, или увольняется, сотрудник с РАС не оставался без поддержки. Коллектив должен быть подготовлен. 

Мотивация компаний, берущих сотрудников с РАС, в целом ясна: нужно закрывать квотированные вакансии, нужны сотрудники. Также нередко компании хотят делать доброе дело, и инклюзия – это часть корпоративной культуры. Однако здесь Илья Сметанин отметил недостаточную роль больших компаний, особенно с государственным участием. «Совершенно точно нужно делать большие проекты по рекрутингу и адаптации сотрудников с РАС. Сотрудник с РАС может прийти в компанию надолго и выдать гораздо больший «производственный эффект», чем нормотипичный сотрудник», – добавил Илья. 

От мотивации компаний Илья перешёл к мотивации семьи человека с РАС и отметил, что этот вопрос является ключевым. Обязательно должна быть задана модель поведения, когда человек с РАС работает. 

Модератор сессии Инна Ширшова, заместитель директора Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по инклюзивной работе, выделила сферы, которые важны для полноценной жизни в обществе людей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), по уровням развития. Как можно увидеть ниже, в списке сфер с крайне низким уровнем пунктов больше всего.

Отвечая на вопрос, когда изменится ситуация, Илья сказал: «Лет через 10, когда изменится менталитет родителей. Инфраструктура меняется, но менталитет не поспевает. Ну, и, конечно, количество кейсов трудоустройства должно перейти в качество как новую парадигму». 

Некоторые участники дискуссии выразили надежду, что изменения произойдут и раньше чем через 10 лет. 

Помимо Ильи Сметанина, участниками сессии стали:

  • Анна Битова, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики»;
  • Елизавета Фокина, директор Государственного музея-заповедника «Царицыно», сооснователь фестиваля «Люди как люди»;
  • Елена Багарадникова, директор РОО помощи детям с аутизмом «Контакт», сооснователь фестиваля «Люди как люди»;
  • Светлана Шифрина, директор Благотворительного фонда «Искусство быть рядом»;
  • Евгения Хилькевич, кандидат педагогических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет ключевой эксперт проекта «Инклюзивный музей»;
  • Ксения Афанасьева, исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-регионы», член общественного совета при Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
  • Екатерина Заломова, руководитель департамента коммуникаций и связей со СМИ Ассоциации «Аутизм-Регионы», исполнительный директор АНО «Атмосфера» (Новосибирск), член координационного совета ассоциации «Спектр» (Новосибирск);
  • Ольга Ишевская, председатель ВРОО «Аутмама» (Воронеж);
  • Ольга Попова, директор Института прикладного анализа поведения;
  • Алина Сетова, президент Благотворительного фонда развития сопровождаемого трудоустройства «Всё получится!»;
  • Анна Скоробогатова, независимый эксперт. 

Деятельность проекта реализуется при стратегической поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Инициатива реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.