Главная/Истории/Вы здесь

Мигранты уехали, сироты остались: как решить проблему с нехваткой рабочих

В пандемию работодателям предлагается присмотреться к соискателям с низкими стартовыми возможностями.

10.12.2021·Про людей

В пандемию работодателям предлагается присмотреться к соискателям с низкими стартовыми возможностями.

Работа с соискателями из уязвимых социальных групп — это часть устойчивого развития для крупного бизнеса и приемлемый вариант для малого. Однако пандемия изменила условия игры. И сейчас для любых компаний есть повод брать на работу сотрудников «с особенностями», в том числе выпускников сиротских учреждений. Такие ребята могут закрыть вакансии, на которые прежде брали специалистов из других стран и регионов. И речь не только про низкооплачиваемую работу, но и многие специальности в сфере услуг, торговли, гостеприимства.

«В первый класс я пошёл в 11 лет, до этого нигде не учился, читать и писать не умел. А когда в детский дом попал, мне там очень понравилось — кормили, тепло было и спать можно в постели», — говорит Томаш.

Ему 27 лет. До детского дома он жил в цыганском таборе под Петербургом, где родная мама отдала его в другую семью, учился попрошайничать и начинал подворовывать. Ему было уже за 20, когда он окончил школу и в детдоме воспитатели предложили учиться в колледже по специальности «дизайнер кожаных изделий».

«Мне сказали, что будет интересно, образование получу, корочку и профессия прибыльная. Мне сначала понравилось, но курсе на втором уже стало скучно», — отмечает Томаш.

По профессии Томаш не работал и не пытался. Пробовал стать баристо, но в кафе чаще мыл посуду и протирал столики, а не готовил кофе; официантом — уволили на второй день. Сейчас подрабатывает курьером в фирме у знакомых.

«Но я очень люблю моду и стиль. Всегда мечтал парикмахером стать, стилистом точнее. Курсы окончил, (мне фонд их нашёл), думал начну работать сразу, но оказалось — мало чего умею. Надо было в колледж сразу на парикмахера идти. А теперь, чтоб получить хорошее образование нужны большие деньги», — рассуждает Томаш.

По меркам выпускников детдома Томаш почти «успешный». К сожалению, многие, оказавшись без опеки воспитателей, быстро «пропадают». Спиваются или связываются с криминалом.

Не проект, а стратегия

В этой истории, которую мы так кратко рассказали, и которая на самом деле типичная для большинства выпускников детдомов, всё упирается в грамотную профориентацию. Это то, чего не хватает многим подопечным сиротских заведений. Кроме того, у них хуже, чем у «домашних» детей развиты навыки коммуникации, знакомства, общения в новом коллективе.

«Сегодня существуют наставнические проекты. Но это ни в коем случае не должны быть те истории с мастер-классами, когда разово выхватывают ребёнка и делают фотосессию или лепят свечки, которые потом продают. Это медвежья услуга для подростка, — объясняет психолог и публицист Людмила Петрановская. — Им (воспитанникам детдомов — ред.) начинает казаться, что стать моделью легко, что, сделав кривенькую свечку, ты сможешь её успешно продать. Это всё формальность, морочащая голову ребёнку. Только длительное наставничество и регулярная поддержка имеют смысл. А бизнес может поддерживать такие наставнические проекты».

Однако принято считать, что для работодателей выпускники детдомов — это «проблемные работники». Но не всегда.

«Бизнес разный. Есть компании, которые видят возможность и хотят влиять на социальную инфраструктуру. Компании сейчас не просто рассматривают это как отдельные проекты, скорее, как стратегию устойчивого развития», — говорит Елена Орлова, старший консультант по трудоустройству Центра «Работа-i», который специализируется на подборе вакансий для выпускников детдомов и интернатов.

По словам Елены, большинство выпускников сиротских учреждений, устраиваясь на работу, не говорят о своём статусе. Поэтому напрямую он обычно не является причиной отказа в трудоустройстве или увольнении.

Сиротам сейчас проще всего найти место в сфере HoReCa, ретейле и по рабочим специальностям. Однако эксперты обращают внимание, что с началом пандемии в Петербурге произошёл отток мигрантов, и сейчас рынок испытывает кадровый голод.

«Чтобы его утолить, необходимо расширить аудиторию и рассматривать всех кандидатов с низкими стартовыми возможностями — сирот, выпускников коррекционных школ, людей с инвалидностью и т.п.», — считает Елена Орлова.

Контроль и качественное обучение

Петербургский благотворительный фонд «Подари мне крылья» запускает проект «Эстафета профессионалов» для решения проблемы трудоустройства выпускников детдомов. Тьюторы будут помогать подросткам выбрать будущую профессию, сдать ЕГЭ, подготовиться к учёбе в хорошем вузе или колледже, а затем найти работу и адаптироваться в коллективе.

Но нужна поддержка бизнеса. Компании могут «брать на попечение» воспитанников сиротских учреждений с 15–16 лет — знакомить их с профессиями и «растить» себе будущих сотрудников.

«Что-то могут сделать тьюторы — специалисты, готовые следить, чтобы ребёнок сделал уроки, не пропустил занятие и вовремя пришёл на собеседование. Но для много нужно фасонирование — репетиторы, дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ, возможно, курсы переподготовки. Тут мы ждём помощи от бизнеса. А также необходимы стажировки в компаниях: не просто экскурсии на производство, а возможность для подростков попробовать свои силы, понять суть современных профессий», — объясняет директор фонда «Подари мне крылья» Татьяна Рубинштейн.

В фонде ждут поддержки от компаний, а также предлагают поучаствовать в акции «Час жизни». Любой желающий может перевести сумму, которую зарабатывает всего за один час. Эти средства пойдут на обучающие тренинги по профессиям, поддержку психологов, занятия с репетиторами для подопечных сиротских учреждений.

Справка:
Фонд «Подари мне крылья» с 2017 года помогаем подросткам из детских домов, воспитанникам приютов и детям с ОВЗ адаптироваться к реальной жизни через различные программы социализации и профориентации. За прошедшее время помощь была оказана уже 175 детям и подросткам.

_______________________________
Материал опубликован на сайте «Делового Петербурга» 08.12.2021 по ссылке.
Автор: Елена Ожегова.